История развития астрологии

История развития астрологии берёт начало в стремлении древних людей понять связь между небесными явлениями и событиями на Земле. Они изучали окружающий мир, обращая внимание на природные явления, и трансформировали свои наблюдения в легенды и рассказы.

Астрология стала способом осмысления природных явлений и времена года начали ассоциировать с символами зодиакальных созвездий. Наблюдая за сменой сезонов и их влиянием на жизнь, люди связывали природные явления, такие как изменения температуры, давления, погоды и другие с событиями в повседневной жизни.

Со временем астрология превратилась в науку, которая на протяжении веков изучала знаки природы и связывала их с небесными событиями. Уже в V веке до н.э. появились первые прототипы астрологических карт — предшественники современных натальных карт, основанных на реальных наблюдениях за звёздами.

Астрология, как явление, не имеет единственного создателя. Её развитие — результат труда множества мыслителей и исследователей. Для тех, кто стремится глубже изучить эту науку, важно обращаться к её истокам. Пренебрежение классическими трудами приводит к узкому восприятию, аналогично философу, изучающему только современных авторов, игнорируя Платона или Аристотеля.

Забывая старые труды, мы рискуем утратить понимание основополагающих астрологических принципов. Знание же истории астрологии помогает осмыслить её философию и связь с природными знаками.

В этой статье предлагается совершить небольшой экскурс в историю, пройдя через некоторые периоды, в течение которых астрология изучалась и трансформировалась, поощряя любопытство к её происхождению, основанное на понимании того, что существуют богатые знания, исходящие из далекого прошлого.

История астрологии с древнейших времен

история астрологии с древнейших времен
История астрологии с древнейших времен

Древние люди наблюдали повторяющиеся явления, такие как связь между огнём и дымом, и учились предсказывать события. На этой основе зародилась астрология, которая связывала знаки небесные и земные. Примечательно, что движения небесных тел оказывали влияние не только на природу, но и на человеческую жизнь. Это побудило древних людей использовать астрологию для предсказания событий. Со временем она эволюционировала, начав включать анализ поведения человека. Однако с течением времени её восприятие усложнилось из-за синкретизма — смешения астрологических знаний с мифами, религией и культурными традициями.

Синкретизм обогащает культуру, но в то же время приводит к искажению знаний. Это вызвало критику астрологии, которая значительно дистанцировалась от своих истоков, связанных с природными знаками. Поэтому для глубокого изучения астрологии важно отделять её основу от мифологических интерпретаций.

Астрология с древних времён играла значимую роль в жизни различных культур, которые обращались к звёздам для управления сельским хозяйством, планирования морских путешествий и даже стратегий военных действий.

Эта наука насчитывает около восьми тысяч лет. По мнению историка Александра Гурштейна, первый систематизированный Зодиак, разделённый на двенадцать знаков, появился примерно 5–6 тысяч лет до нашей эры на территории Шумера, древней области в Южной Месопотамии на территории современного Ирака.

Через завоевания и вторжения эти знания распространились в другие культуры, и Вавилон стал важным центром, который объединил многовековые астрологические исследования, собрав их в великих книгах библиотеки Ниневии.

Археологические находки подтверждают, что ещё в доисторические времена люди рассматривали небо как своего рода карту, часы или календарь, задолго до появления самих этих понятий.

Сегодня, несмотря на некоторые искажения в её восприятии, астрология остаётся ценным инструментом для понимания мира и самого себя. Она напоминает о связи всего сущего в мире, раскрывая тонкую сеть влияний энергий, окружающих нас. С её помощью мы можем лучше понять, что происходит внутри нас и вокруг нас, а также обрести более ясное представление о том, кто мы есть и кем можем стать.

Астеризмы и их роль в истории астрологии

Первые наблюдения за звёздным небом, подкреплённые человеческим воображением и творческим мышлением, привели к выявлению узоров, которые складывались из групп звёзд. Эти узоры получили название астеризмов. Со временем из различных систем астеризмов сформировались созвездия.

На протяжении веков различные народы и культуры придавали этим звёздным группам особое значение, создавая мифы и легенды, которые вдохновляли их на развитие так называемой «астральной теологии». Эти небесные образы переплетались с религиозными представлениями и ритуалами, становясь важной частью духовной жизни древнего мира. Более того, многие дома и архитектурные сооружения строились с ориентацией на определённые созвездия, подчёркивая их значимость в культуре и повседневной жизни людей.

Халдейская астрология

халдейская астрология
Халдейская астрология

Астрология получила своё наибольшее развитие в Месопотамии, где её элементы были упорядочены и систематизированы народами Вавилона, Персии, Шумера, Ассирии, а также халдеями — семитскими племенами, обитавшими в южной Месопотамии, в области устьев рек Тигра и Евфрата. Примечательно, что халдеи на протяжении веков ассоциировались исключительно с астрологией, и само слово «халдей» часто употреблялось как синоним слова «астролог».

Бескрайние равнины региона создавали идеальные условия для наблюдения за звёздным небом. Именно халдеи первыми обратили внимание на то, что Луна и Солнце неизменно следуют по одним и тем же небесным путям, которые они назвали «Путь Ану».

Ану в шумеро-аккадской мифологии — верховный бог неба, возглавлявший сонм богов. Его почитали как «царя звёзд, духов и демонов», владыку высочайших небес, судию богов и людей. Более того, он считался отцом ануннаков — группы божеств шумеро-аккадской и вавилонской традиции, которых называли «людьми с небес».

Халдейские жрецы также заметили, что на небе пять звёзд движутся, в отличие от остальных, неподвижных. Эти звёзды оказались планетами, которые мы знаем сегодня. Они, как и Солнце с Луной, следовали по «Пути Ану» — воображаемой линии, совпадающей с видимой орбитой Солнца вокруг Земли, которую сейчас называют эклиптикой.

Интересно, что археологические находки из Индии, возраст которых превышает 20 тысяч лет, включают фрагменты костей с отметками, напоминающими таблицы движения планет. Эти артефакты свидетельствуют о том, что уже в глубокой древности люди осознали связь между движением небесных тел и земной жизнью, а также то, что эти движения носят цикличный характер.

Знания о небе и происхождение астрологических карт

Когда около 5000 г. до н.э. шумеры поселились в Месопотамии, они возвели высокие башни, выполнявшие сразу несколько функций. Эти сооружения служили складами для продовольствия, религиозными храмами и одновременно астрономическими обсерваториями.

В те времена наука не была отделена от религии, поэтому храмы не только занимались расширением знаний, но и решали, какую информацию раскрывать людям, а какую скрывать. Часто небесные явления использовались в качестве инструмента управления обществом.

Например, в Древнем Египте жрецы, обладавшие обширными знаниями об астрономии, предсказывали затмения и утверждали, что эти события происходят по воле фараона. Они создавали и поддерживали миф о божественной связи правителя с небесами, укрепляя его власть.

Накопленные шумерами знания о небесах около 3000 г. до н.э. были заимствованы аккадцами, хеттами и персами, которые захватили этот регион. Используя методы шумерских астрономов, Вавилон стал центром науки и культуры Ближнего Востока, распространяя своё влияние на соседние народы.

Между 668 и 627 годами до н.э. ассирийский царь Ашшурбанапал, последний из великих правителей Ассирии, основал грандиозную библиотеку в Ниневии. Она содержала тысячи клинописных текстов, выгравированных на глиняных табличках. Эти записи стали одним из главных источников знаний о жизни древней Месопотамии. Многие из табличек были посвящены астрологии.

Самые древние небесные карты, называемые эфемеридами, появились в эпоху Ашшурбанапала. Это были таблицы, фиксирующие движение планет и основанные на наблюдениях за их циклами. Эфемериды использовались для предсказания природных явлений, таких как разливы рек или подходящее время для посева, а также социальных событий, включая войны. Таким образом, вавилонская астрология в первую очередь была направлена на прогнозирование событий, важных для общества.

Однако влияние астрологии в Вавилоне вскоре стало распространяться и на индивидуальную жизнь. Всё больше внимания уделялось личным расчётам. Одной из старейших натальных карт считается карта вавилонского царя Саргона I (2350 г. до н.э.), что свидетельствует о росте значения астрологических карт для изучения личности.

В IV веке до н.э. халдейский астроном Кидинну сделал выдающееся открытие, определив продолжительность лунного цикла с поразительной точностью: 29 дней, 12 часов, 44 минуты, 3 секунды и 3 десятых секунды. Учитывая примитивные инструменты, доступные в то время, это было невероятным достижением. Современные измерения уточняют эту цифру лишь в сотых долях секунды: вместо 3 секунды и 3 десятых секунды цикл составляет 2 секунды и 87 сотых.

Эти успехи древних астрономов и астрологов показывают, насколько глубоко знание о небесах повлияло на развитие цивилизации, объединяя науку, религию и управление обществом.

Астрология в Древней Греции

астрология в древней греции
Астрология в Древней Греции

Мировоззрение и подход к пониманию вселенной, характерные для вавилонского общества, постепенно были усвоены и преобразованы греческой философской мыслью. Это стало возможным после завоевания Персидской империи Александром Македонским.

Однако нельзя сказать, что греческие мыслители просто отвергли или забыли наследие шумеров. Напротив, они унаследовали обширные знания Месопотамии: о видимых планетах, созвездиях Зодиака, а также результаты многовековых наблюдений за небесными явлениями. Греки переняли и саму идею предсказаний, основанных на движении планет.

Платон, Сократ и Аристотель черпали вдохновение из вавилонских источников. Они разделяли представление о том, что всё во вселенной связано между собой, что всё подчинено единому закону, управляющему гармонией и порядком мира.

Одним из ключевых элементов греческой философии стали четыре стихии: воздух, земля, вода и огонь. Со временем эта концепция нашла отражение в астрологии, где каждому знаку Зодиака была присвоена одна из стихий, подчеркивающая его уникальные характеристики.

Пифагор, в свою очередь, внёс огромный вклад в развитие взаимосвязи между наукой и мистицизмом. Он разработал основы нумерологии — учения, связывающего числа с определёнными энергетическими вибрациями. Пифагор верил в таинственную связь между математикой и устройством мира и был одним из первых, кто утверждал, что Земля имеет форму шара.

Таким образом, греческие мыслители не только сохранили астрологические и астрономические знания древних цивилизаций, но и развили их, превратив в фундамент для философских и научных исследований.

Мысль Пифагора оказала значительное влияние на таких греческих философов, как Аристотель и Платон, которые верили в тесную взаимосвязь между движением планет и событиями на Земле. Это убеждение, унаследованное от вавилонян, стало основой дальнейшего развития астрологии и астрономии.

Первые следы объединения вавилонских и греческих идей появились около 640 года до н.э., когда халдейский священник Берос открыл школу астрологии в Греции. В своем труде «Вавилонский» он изложил основные принципы астрологии своего народа, способствуя её распространению в греческом обществе.

Позднее греческие астрономы, такие как Евдокс, измеривший продолжительность солнечного года (365 дней и 6 часов), и Гераклит, предположивший вращение Земли вокруг своей оси, начали развивать эти идеи. Метон и Евкатемон (420 г. до н.э.) уточнили дни равноденствий и солнцестояний, основываясь на вавилонских таблицах.

Одним из ключевых греческих учёных стал Гиппарх, астроном, картограф и математик, живший во II веке до н.э. Гиппарх считается основателем тригонометрии. Он стал первым греческим астрономом, для которого приоритетом была высокая точность, а также основным источником вдохновения и знаний для исследований Птолемея. Гиппарх использовал разработанные им тригонометрические таблицы и заимствованные у вавилонян знания в своих астрономических изысканиях. Кроме того, он ввел в Греции деление окружности на 360 градусов и усовершенствовал ключевые астрономические константы, такие как продолжительность суток и года.

Уточнив измерения времени, Гиппарх смог с поразительной для того времени точностью предсказывать солнечные и лунные затмения (впоследствии обнаружилось, что погрешность его расчетов составляла всего 6 минут).

Сопоставляя древние данные о положении небесных тел, Гиппарх обнаружил смещение точки весеннего равноденствия, что позволило ему открыть явление прецессии равноденствий. Он установил, что положение небосвода изменяется каждый год, а примерно каждые 2000 лет весеннее равноденствие смещается на 30 градусов, переходя в новый зодиакальный знак, что легло в основу понятия Астрологической Эры.

Кроме того, Гиппарх разделил Землю на климатические зоны, изобрел первую астролябию — прибор для измерения угловых расстояний звёзд относительно горизонта, а также разработал систему координат, основанную на широте и долготе.

С помощью устройства, ставшего предшественником современного теодолита, он доказал, что расстояние до звёзд на небесной сфере не является постоянным. На основе этих наблюдений Гиппарх пришел к выводу, что плоскость земной орбиты движется против часовой стрелки.

Убеждённый в изменчивости небесной сферы, Гиппарх создал звёздный каталог, в котором записывал светимость звезд своего времени. Его идея заключалась в том, чтобы зафиксировать конфигурацию звезд, которая со временем могла бы измениться, независимо от уже известных периодических явлений. Такие изменения оставались незамеченными, вероятно, из-за их медленного характера и ограничений наблюдений.

Примером уровня сложности греческих исследований является уникальный артефакт, найденный в руинах, — устройство, созданное около 80 года до н.э., которое сегодня считается первым аналогом астрономического компьютера. Этот бронзовый механизм, известный как Антикиферский механизм, представлял собой сложный часовой прибор, способный моделировать движения планет.

В то же время Рим начал постепенно перенимать греческую астрологию, что стало отправной точкой для её расцвета на Западе. Это способствовало развитию методов интерпретации индивидуальных гороскопов. В частности, около 80 года до н.э. в расчёт астрологической карты стали включать Асцендент — знак, восходящий на горизонте в момент рождения.

С появлением Асцендента в астрологию вошло и понятие астрологических домов. Небосвод был разделён на 12 секторов, отсчет которых начинался с точки Асцендента. Каждому дому было приписано влияние определённых планет и их доминирующих знаков. Важно отметить, что в тот период человечество знало всего семь подвижных небесных тел: Солнце, Луну и пять планет.

Египетская астрология также находилась под влиянием шумерских знаний. Слияние этих двух традиций произошло после мирного завоевания Египта Александром Македонским. Тогдашний фараон капитулировал, зная, что Александр уважает религию и культуру покоренных народов.

Аристотель оказал большое влияние на египетскую элиту: его учение о значении науки и культуры стало важным фактором для правящей династии. После смерти Александра его империя была разделена между полководцами, и Птолемей получил власть в Египте. Александрия, ставшая его резиденцией, превратилась в центр западных знаний, передавая шумерское наследие народам Средиземноморья. Птолемей кодифицировал астрологические знания в своём труде «Тетрабиблос», сделав их более систематизированными.

Расцвет и упадок астрологии в Римской империи

Важнейший поворотный момент в истории астрологии произошёл после завоевания Греции Римской империей. Именно в Риме астрология достигла пика своего развития. Выдающиеся римские политики, такие как Тиберий, Август и первые Цезари, переняли греческие астрологические знания, активно используя их в политической и личной жизни.

Так, Тиберий применял астрологические карты для анализа своих соперников, что позволяло ему стратегически планировать свои действия. Император Август, стремясь подчеркнуть божественную связь своего правления, приказал чеканить монеты с изображением своего знака Зодиака. Эти действия сделали астрологию не только инструментом для элиты, но и популярным явлением среди народа.

Римские интеллектуалы, ранее занимавшие видное место при дворе, постепенно уступили своё влияние астрологам. Это вызвало острую полемику среди мыслителей, многие из которых начали активно выступать против астрологии, считая её угрозой традиционным знаниям.

Со временем, по мере упадка Римской империи, стали угасать и культурные традиции Греции и Востока. В этот период астрология начала утрачивать свой научный статус, превращаясь в сферу суеверий. Интеллектуалы того времени стали всё больше критиковать её, и вскоре их борьба с астрологией получила поддержку со стороны Церкви, которая объявила её еретическим учением.

Астрология в Средние века

астрология в средние века
Астрология в Средние века

В 636 году нашей эры испанский архиепископ Исидор Севильский в своей «Истории астрологии» впервые попытался разделить астрономию и астрологию, но официальное разделение произошло лишь в XVI веке, с заменой системы Птолемея на систему Коперника.

Хотя астрономический подход не исключает астрологический, эти две науки, возникшие как единое целое, со временем обрели разные основы и цели. Астрономия сосредоточена на изучении небесных тел, а астрология исследует связь планетарных движений с событиями в жизни человека.

После разделения этих областей на Западе астрология подверглась гонениям. Научные знания в этой области едва не исчезли, но благодаря арабским учёным и Багдадскому халифату традиции сохранились.

В X веке Багдад стал центром астрономии, а астрология, опираясь на наблюдения, активно применялась для предсказаний. Арабская астрология основывалась на концепции мактуб (предопределения) и повлияла на развитие средиземноморских традиций. Величайшим её представителем был Абу Машар (Альбумазар). Его труды перевели в Испании, что позволило арабским знаниям проникнуть в Европу.

В Средние века кафедры астрологии существовали в университетах Испании и Италии. Каббала также оказала влияние на эту область. Среди защитников астрологии был Святой Альберт Великий, средневековый немецкий философ и теолог, который считал её законной наукой и отвергал термин «искусство гадания», закрепившийся за ней после падения Римской империи.

Другими известными приверженцами астрологии были Майкл Скотт, автор труда «Вводная книга», и Фома Аквинский, который попытался объединить христианскую теологию с астрологическими концепциями.

Смешение астрологии с магией было естественным для Средних веков, когда все знания подвергались давлению со стороны догматической церкви. В этот период появилось множество мистических трудов, таких как «Пикатрикс» XI века, который объединил магию и астрологию.

Неоплатонизм, пифагореизм и еврейская мистика также наложили отпечаток на астрологию, что нашло отражение в труде Корнелия Агриппы «Три книги оккультной философии», который представляет нам астрологию, весьма отличную от той, которая представлена в «Тетрабиблосе» Птолемея, более мистическую, чем научную.

Астрология в XII веке даже стала частью университетских программ. Астрологов нередко называли «математиками», поскольку их наука тесно связана с вычислениями. Многие врачи использовали астрологию для диагностики и лечения болезней.

Однако преследования продолжались. Так, профессор астрологии Чекко д’Асколи был сожжён заживо в 1327 году за «еретические идеи». Данте в своей «Божественной комедии» высмеивал астрологов Майкла Скотта и Гвидо Бонатти, но только за то, что те смешивали её с некромантией, злоупотребляя астрологическими знаниями.

Средние века стали важным этапом в развитии астрологии, несмотря на все трудности. Эта эпоха оставила нам богатое наследие, вобравшее в себя элементы науки, магии и философии.

Астрология в эпоху Возрождения

астрология в эпоху возрождения
Астрология в эпоху Возрождения

Эпоха Возрождения ознаменовалась расцветом интереса к астрологии, которая получила широкое распространение и поддержку, в том числе со стороны Церкви. Папство оказывало покровительство исследованиям в этой области. В этот период такие выдающиеся умы, как Галилей, Ньютон, Кеплер, Тихо Браге, Нострадамус и Парацельс активно изучали и применяли астрологические знания.

Гелиоцентрическая теория Коперника во многом продвинулась благодаря астрологу Иоахиму Ретику, который в 1540 году издал труд «Первое повествование», который можно рассматривать как введение в опубликованную тремя годами позже книгу Коперника «О вращении небесных сфер», а также благодаря Тихо Браге — алхимику и астроному, чьи точные наблюдения за движением планет стали доказательством теории Коперника.

Кеплер, ученик Тихо Браге, в своей работе «Механика обновлённой астрономии» детально описал, как Луна, Солнце и планеты влияют на жизнь людей, события на Земле и общий ход вещей.

Однако спустя несколько десятилетий астрология начала утрачивать свои позиции. В трудах Ньютона, например, внимание сосредоточено на научных аспектах: элементарных принципах астрономии, небесной механике и использовании глобусов, что отражает рационалистическое настроение времени.

С усилением борьбы между рационализмом и гуманизмом в университетских кругах, астрологи, стремящиеся к знанию, а не занимающиеся поиском истины между объективностью и субъективностью, нашли прибежище в тайных обществах и орденах XVIII–XX веков. Тем не менее, традиции астрологии эпохи Возрождения, основанные на трудах Птолемея, сохранились и продолжали развиваться.

Параллельно в это время возникли новые астрологические течения, включающие работу с тонкими планами и эфиром, ритуалы гармонизации небесных сил, а также началась эпоха возрождения магических талисманов, описанных в «Пикатриксе». Астрология начала взаимодействовать с магией, Таро, хиромантией и другими эзотерическими дисциплинами.

Ярким примером такого синтеза можно назвать труды Алистера Кроули, члена Герметического ордена «Золотой зари». Кроули был влиятельным британским оккультистом, который объединил Таро и астрологию, создав новый синкретический подход к изучению этих традиций.

Современная астрология

современная астрология
Современная астрология

С развитием науки и преобладанием рационального мышления астрология утратила своё место в университетах. В XIX и XX веках академическая строгость и тяга к эмпирическим знаниям оставили более сложное и абстрактное мышление астрологии на обочине научного прогресса.

Тем не менее, в начале XX века, когда академическое сообщество ещё не было полностью захвачено господствующим эмпиризмом, интерес к астрологии продолжал сохраняться. Новые идеи и гипотезы рождались в попытках интерпретировать природные явления и небесные знаки.

В этот период возникли такие направления, как изучение Лилит, гипотетических планет Гамбургской школы, магических градусов, Вертекса, Луны без курса и других теорий. Эти теории объединяли как воображаемые концепции, так и результаты реальных наблюдений, опирающиеся на астрономические расчёты.

Однако логическая путаница между «естественным и наблюдаемым» и «придуманным» подорвала основное понимание астрологии. В некоторых случаях небесные объекты перестали восприниматься как элементы космологической системы, а стали абстрактными символами, разорвав связь со своими астрономическими характеристиками. Это привело к тому, что многие астрологи исключили звёзды из своих расчётов.

В конце XIX и начале XX века, с открытием новых планет, астрологическая система начала меняться. Эти изменения породили раскол между традиционной и современной астрологией. Современная астрология, стремясь к упрощению, нередко синкретизировала и обобщала древние знания. Это упрощение сделало астрологию более доступной для широкой аудитории, но вызвало критику со стороны приверженцев классического подхода. Традиционные астрологи видели в таких изменениях коммерциализацию и профанацию астрологии, превращение её в средство гадания, часто используемое для повышения объёмов продаж журналов, газет и услуг.

Во второй половине XX века астрология получила новое дыхание благодаря технологическим достижениям. Компьютеры значительно упростили сложные астрономические расчёты, позволив создавать натальные карты быстрее и точнее. Если раньше на построение гороскопа требовались долгие часы ручных вычислений, то теперь эта задача стала решаться мгновенно.

Однако научные исследования, направленные на проверку астрологических гипотез, в большинстве случаев показывали отрицательные результаты. Это ещё больше подорвало репутацию астрологии, особенно в глазах научного сообщества. Не способствовали улучшению ситуации и те астрологи, которые использовали поверхностный подход, рассматривая астрологию исключительно как бизнес.

Интересно, что исследования, основанные на традиционной астрологии, чаще всего давали положительные результаты. Это может свидетельствовать о том, что поверхностная и коммерциализированная астрология, распространённая в современной массовой культуре, далека от истинной глубины и точности классической астрологии.

Сегодня знания традиционной астрологии всё ещё доступны для тех, кто готов углубиться в эту древнюю науку. Важно понимать, что популярные гороскопы, публикуемые в журналах и газетах, учитывают только положение Солнца в знаках, тогда как для создания полноценной астрологической карты необходимо учитывать множество других факторов.

Хотя астрология базируется на математических расчётах, человеческий фактор, неизбежно присутствующий в её интерпретации, делает результаты субъективными. Поэтому астрология не может претендовать на абсолютную истину, но она остаётся ценным инструментом для тех, кто ищет ответы через синтез знаний, наблюдений и интуиции.

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Фейсбук
Твиттер
Пинтерест
ВКонтакте
Одноклассники
Телеграм
WhatsApp

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + одиннадцать =